Вы не авторизованы!  Авторизуйтесь для доступа к дополнительным услугам.
Хотите Зарегистрироваться на сайте?

АНО ДПО«Институт практической психологии
"Шестое чувство"»

Big Image

Включить версию сайта для слабовидящих



Для авторизации введите имя:  пароль: и нажмите

Тренинг

«Интегративная системная семейная терапия (консультирование)» (совместно с ИИСТ, г. Москва)

Категория: Обучающие программы для специалистов

Обучение проводит Институт интегративной семейной терапии (г. Москва). При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).

Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных  терапевтов (консультантов), рассчитана на 800 часов (2 года).

В результате обучения Специалист сможет свободно ориентироваться в проблематике семейных отношений и использовать современные интегративные методы системной семейной терапии.

 

     Базовый курс*

     Введение

В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.

Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии, способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям. Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений.

Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.


     Описание программы

Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.

Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.

Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.

Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии. На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.

Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.

Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.

Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе в формате заочной супервизии.

За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.

Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.

Программа включает в себя 800 часов и рассчитана на 2,5 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.

Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).

При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).


     Концепция программы

 

     Структура программы

Программа состоит из нескольких блоков, которые по наполнению отличаются от Программы, реализуемой в Москве. Особенностью Программы в регионах является сокращение количества очных учебных дней и увеличение самостоятельной работы слушателей в интервизорских группах, которое становится возможным благодаря большому количеству структурированных домашних заданий:

1) Образовательный блок: 7 семинаров по системной семейной терапии и консультированию - 270 часов. (Возможно расширение этого блока за счет частных вопросов или других тем до 310 часов и более).

2) Супервизорский блок: 2 семинара очной супервизии с двумя собственными презентациями - 80 часов.

3) Интервизорский блок: 260 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, упражнениями и техниками, супервизии друг другу.

4) Блок производственной практики: 160 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (организациями).

5) Блок личной терапии (реконструкция семейной истории): 50 часов.

 

     Обучающая методика

Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.

Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.

Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:

1. Работа на семинарских занятиях:

- лекции;

- демонстрации реальных случаев;

- упражнения;

- заочная супервизия;

- индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).

3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:

- обсуждение специальной литературы;

- разбор случаев;

- отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений;

- подготовка к выступлению на конференциях.

4. Самостоятельная работа с семьями (производственная практика) и заполнение Учетной Формы ("Регистрационная карта семьи").

 

     Содержание семинаров (описание содержания соответствует четырехдневным семинарам).

     Семинар 1

Исторические корни системного подхода. Понятие семейной системы. Структурные аспекты семейной системы: подсистемы родителей, пары, сиблингов. Характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Основные структурные проблемы семьи: скрытые коалиции, межпоколенческие связи, перевернутая иерархия и т.д. Использование структуры треугольника для оценки проблематики семейной системы. Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии. Вовлечение в терапию отсутствующих членов семьи. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Системная диагностика семейных проблем и разработка терапевтической программы. Скрытый и явный запрос. Развитие терапевтической стратегии. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: домашнее задание, скульптура, рефлексирующая команда, циркулярное интервью, типы циркулярных вопросов. Техники установления контакта со всей семьей. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

     Семинары  2 и 3

Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное. Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Функциональная (здоровая) семья. Типология дисфункциональных семей: ригидный, разобщенный, хаотичный, запутанный типы Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора, часть циклической модели взаимодействий и способ стабилизации семейной системы. Здоровые части и ресурсы в семье как противоположность патологическому существованию. Избранные техники средней и заключительной фаз семейной терапии: прояснение коммуникации, позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, экстернализация проблемы (симптома), нормализация, ролевая сцена. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

     Семинар  4

(Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода). Исторический аспект семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. Теория систем М. Боуэна. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: «Семейная реконструкция»: цели и области применения, техника и правила. Генограмма (цели и области применения, правила, основные символы и их использование, интервью с целью сбора информации, типы вопросов). Метод системных расстановок Б. Хеллингера. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

     Семинар 5

Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Участие членов семьи в терапии, структура сессии, завершение терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок.

     Семинар 6

Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).

     Семинары 7 и 8  (и по желанию 9)

Частные вопросы семейной терапии (консультирования): особенности работы с неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

     Семинар 9 (или 10)

Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).

     Семинар 10 (или 11)

Защита дипломных работ.

 

     Требования к сертификации

Посещение всех очных семинаров;

     Документация, необходимая для сертификации

 

     Требования к кандидатам

- высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое, педагогическое или социологическое образование;

- работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

 

     Документация, необходимая для поступления

1. Копия общегражданского паспорта (1-я страница и страница регистрации).

2. Копия диплома о высшем профильном образовании, для студентов старших курсов - копия студенческого билета

3. Заполненная анкета для собеседования. Анкету можно получить по электронной почте у администратора Института (e-mail в разделе КОНТАКТЫ на сайте Института).

4. Фотография 3 х 4.

 _________________________

* Версия программы от 6 февраля 2012




Меню: