Вы не авторизованы!  Авторизуйтесь для доступа к дополнительным услугам.
Хотите Зарегистрироваться на сайте?

АНО ДПО«Институт практической психологии
"Шестое чувство"»

Big Image

Включить версию сайта для слабовидящих



Для авторизации введите имя:  пароль: и нажмите

Тренинг

Путешествие в страну счастливых человечков

Категория: Для детей и подростков

 

                                                Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста

     Актуальность проблемы

Каждый год психологи и педагоги наблюдают детей, для которых проблемы адаптации и развития коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждой группе и каждом классе присутствуют дети с низким уровнем коммуникации. Это связано с рядом причин:

1. Дети с высоким уровнем тревожности. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые к этому не располагают.

Следуют отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. 

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.  Несмотря на внешнюю «бесчувственность» тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри, часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается, как опасный. Закрепляясь в ходе становления характера, эта черта приводит к заниженной самооценке.

Тревожность опасна тем, что в более старшем возрасте она становится личностным образованием и препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личной и профессиональной сфере, и, как следствие, человек социально дезадаптивен.

2. Агрессивный ребенок. Агрессия - это активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Говоря об агрессии, часто употребляется понятие «агрессивность». Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивные дети сверхчувствительны к негативному отношению к себе, они заранее  настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. У таких детей слабо развит контроль над эмоциями, они не осознают свои эмоции, кроме гнева. В случае намеренной агрессии у  детей отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо, они не берут ответственность за свои поступки. При наличии проблемной ситуации дети имеют ограниченный набор реакций на неё и еще меньше возможностей для конструктивного решения проблемы, они застревают на проблемной ситуации.

В отношениях с другими детьми чаще чувствуют себя отверженными, всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении, проявляют низкий уровень эмпатии по отношению к другим людям. В отношениях с родителями боятся непредсказуемости их поведения.

Агрессивные дети нередко имеют высокий уровень тревожности и неадекватную самооценку, чаще низкую. Вследствие чего, агрессия у таких детей проявляется для самоутверждения, обозначения чувства собственной значимости и силы по отношению к окружающим.

В более старшем возрасте агрессивность может стать личностным образованием, что приводит во взрослом возрасте к неудачам в личной жизни и трудностям в построении профессиональной карьеры.

3. Гиперактивный ребенок и ребенок с синдромом дефицита внимания. У таких детей наблюдаются такие симптомы, как нарушение внимания, признаки импульсивности и гиперактивности и, как следствие, социальная дезадаптация. Исследования показывают, что у гиперактивных детей наблюдаются двигательные нарушения, а также отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается в дальнейшем на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движения рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения в процессе самообслуживания, в игре, рисовании, письме, физических упражнениях.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилия сделать все правильно) и несдержанности в словах, в поступках, в действиях (например, выкрикивание с места во время занятий, неспособность дожидаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (несмотря на требования взрослого). С возрастом  проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее окружающим. Присутствие взрослых для таких детей не является сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как другие дети ведут себя в их отсутствие.

Нарушение социальной адаптации проявляется в более низком уровне социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные  и психопатологические расстройства. Дети с симптомом гиперактивности любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. В поведении проявляются чаще всего агрессивность, жестокость, плаксивость, истероидность и даже чувственная тупость. Ввиду этого у таких детей мало друзей: они ищут друзей, но быстро теряют их.

Важно отметить, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпение к неудачам. Вследствие этого у таких детей выявляется повышенная тревожность, беспокойство, внутренняя напряженность, чувство страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач. Для них характерна заниженная самооценка. Все вышеперечисленное приводит  к социальной дезадаптации таких детей и невозможности выстраивать длительные доверительные отношения со сверстниками.

4. Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это отклонение в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей с данным диагнозом наблюдаются психический и психофизический инфантилизм. Для них характерны: отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость. Также у детей наблюдаются нарушения познавательной деятельности, нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость. В зависимости от вида ЗПР, у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других - робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов, у третьих - нетерпеливость, капризность, завышенная самооценка, склонность к ипохондрическим переживаниям. В зависимости от индивидуальных особенностей психики ребенка у него возникают различные типы эмоционального реагирования: агрессивно-защитный, пассивно-защитный или «инфантилизированный».

 

     Цель программы:

Данная программа оказывает психологическую помощь и поддержку детям с вышеперечисленными проявлениями. Программа нацелена на коррекцию личностных особенностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы, расширение поведенческого потенциала за счет знакомства со своими чувствами и чувствами окружающих детей, и, как следствие, формирование новых установок и моделей поведения. Программа направлена на овладение приемами, позволяющими справиться с неадекватными эмоциональными проявлениями, на укрепление уверенности в себе, развитие позитивной самооценки и представления о себе. Психокоррекционные мероприятия  закладывают основу для гармоничной социализации детей в обществе.

     Формы коррекции:

За основу была взята программа Алексеенко О. «Приключение веселых человечков». В программе использованы элементы сказкотерапии, песочной терапии, использование методики оригами, элементы арт-терапии.

     Задачи программы:

При работе с малообщительными, тревожными, агрессивными детьми целесообразно проводить работу в следующих направлениях:

  1. Нормализация самооценки ребенка.
  2. Снижение личностной тревожности ребенка.
  3. Отработка бесконфликтных навыков поведения ребенка при взаимодействии с другими людьми.
  4. Коррекция агрессивного поведения.
  5. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  6. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
  7. Снижение травмирующих ситуаций в жизни ребенка (при необходимости подключение семейного психолога и проведение психологических консультаций с родителями ребенка).

     Продолжительность занятий от 30 до 40 минут с учетом возраста ребенка.

     Программа рассчитана на 14 занятий, но может быть увеличена до 20 занятий в случае более детальной проработки проблемы ребенка. В ходе программы не исключены индивидуальные консультации с родителями ребенка  и подключение семейного психолога.

     Основания для включения ребенка в коррекционную группу

С каждым участником группы индивидуально проводится одна консультация до начала занятий.

1-я консультация - установление контакта  и выяснение ситуации с ребенком и родителями.

Программа предназначена для детей в возрасте от 3,8 до 8 лет с делением на группы:   

     1) возрастная группа 3,8 - 4,8 года;

     2) возрастная группа 5 - 6 лет;

     3) возрастная группа 7-8 лет.

 

     Противопоказания:

     Ожидаемый результат:

Оценку результативности цикла программ можно сделать через анализ следующих показателей:

     Тематический план занятий:

Тема занятия №1: Знакомство

Цели и задачи:

1) Знакомство.

2) Установление контакта между участниками группы.

3) Развитие коммуникативных навыков.

4) Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.

5) Снятие мышечного напряжения.

6) Изготовление человечков.

7) Знакомство с каждым человечком.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №2: Создание волшебной страны /начало/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Снижение уровня тревожности.

3) Развитие мотивационной сферы.

4) Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.

5) Развитие доверительных отношений между участниками группы.

6) Снятие мышечного напряжения.

7) Изготовление страны для человечков.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №3: Создание волшебной страны /окончание/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Отработка навыков совместной работы и формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.

3) Снижение уровня тревожности.

4) Коррекция агрессивного поведения.

5) Развитие доверительных отношений между участниками группы.

6) Снятие мышечного напряжения.

7) Изготовление страны для человечков.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №4: Наш дом /начало/

Цели и задачи:

1) Создание положительного настроения.

2) Создания атмосферы принятия, понимания, активного слушания, эмпатии.

3) Стабилизация эмоционально-волевой и личностной сферы.

4) Развитие художественных способностей.

5) Развитие коммуникативных навыков, навыков совместной работы в группе.

6) Снятие мышечных зажимов.

7) Создание дома для человечков.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №5: Наш дом /окончание/

Цели и задачи:

1) Создание доверительных отношений между участниками.

2) Коррекция агрессивного поведения.

3) Снижение тревожности.

4) Введение понятия социальных норм поведения.

5) Развитие коммуникативных навыков, навыков совместной работы в группе.

6) Снятие мышечных зажимов.

7) Создание города для человечков.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №6: Несуществующее животное

Цели и задачи:

1) Создание сплоченности группы.

2) Коррекция уровня агрессивности.

3) Нормализация уровня самооценки ребенка.

4) Снижение уровня тревожности.

5) Трансформация страха в позитивный опыт.

6) Введение понятий.

7) Снятие мышечного напряжения.

8) Создание несуществующего животного.

9) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №7: Создание мира для несуществующего животного

Цели и задачи:

1) Коррекция и стабилизация эмоционально-волевой сферы.

2) Создание доверительной атмосферы.

3) Формирование новых конструктивных моделей поведения с окружающими.

4) Развитие коммуникативных навыков.

5) Снятие мышечного напряжения.

6) Коллективное создание несуществующего мира для несуществующего животного.

7) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №8: Лес /начало/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Коррекция агрессивного поведения.

3) Снижение уровня тревожности.

4) Проработка поведенческих навыков в разных ситуациях.

5) Стабилизация конструктивных моделей поведения.

6) Развитие мотивационной сферы.

7) Снятие мышечного напряжения.

8) Коллективное создание леса.

9) Преодоление лесных препятствий.

10) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №9: Лес /окончание/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Коррекция агрессивного поведения.

3) Снижение уровня тревожности.

4) Стабилизация поведенческих навыков в разных ситуациях.

5) Снятие мышечного напряжения.

6) Коллективное создание леса в песочнице.

7) Преодоление лесных препятствий.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №10: На море /начало/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Снижение личностной тревожности.

3) Развитие творческого воображения.

4) Коррекция личностной самооценки ребенка.

5) Исследование чувств других детей.

6) Снятие мышечного напряжения.

7) Конструирование из бумаги рыбок.

8) Рассказ человечков об отдыхе на море (воде).

9) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №11: На море /окончание/

Цели и задачи:

1) Развитие коммуникативных навыков.

2) Отработка и стабилизация поведенческих навыков в разных ситуациях.

3) Снижение личностной тревожности.

4) Коррекция агрессивного поведения.

5) Развитие творческого воображения.

6) Снятие мышечного напряжения.

7) Совместное создание морских глубин.

8) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №12: Планета страха

Цели и задачи:

1) Снятие тревожности.

2) Снижение агрессивности.

3) Развитие адекватного уровня притязаний.

4) Нормализация уровня самооценки ребенка.

5) Развитие творческого воображения.

6) Снятие мышечного напряжения.

7) Создание «Планеты страха».

8) Освобождение от страха.

9) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №13: Небо

Цели и задачи:

1) Коррекция личностной сферы ребенка.

2) Снижение самооценочной тревожности.

3) Развитие адекватного уровня притязаний.

4) Развитие коммуникативных навыков.

5) Снятие мышечного напряжения.

6) Конструирование оригами «Птица радости».

7) Подведение итогов занятия.

Тема занятия №14: Прощальное

Цели и задачи:

1) Завершение работы.

2) Закрепление результатов.

3) Снятие мышечного напряжения.

4) Групповая работа «Мир наших фантазий».

5) Получение медалей.

6) Прощание с человечками.

7) Подведение итогов занятия.

 

     Использованная литература:

  1. Алексеенко О. Приключение веселых человечков. // «Школьный психолог» №48, 2002 г.
  2. Бебчук М.А., Рихмаер Е.А. Практическая психодиагностика семьи. // АНО «Институт интегративной семейной терапии». М., 2012.
  3. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. // Игры в сказкотерапии. Издательство «Речь», СПб, 2011.




Меню: